Резолюция II Железнодорожного съезда

II Железнодорожный съезд состоялся в преддверии 175-летия Российских железных дорог, развитие которых предопределило современный облик России.

Железные дороги традиционно являются инфраструктурной основой страны, а работники железнодорожного транспорта - активными, профессиональными, ответственными представителями общества. Эффективное функционирование железнодорожного транспорта исключительно важно для обеспечения устойчивого развития российской экономики и повышения качества жизни населения страны.

С момента проведения в 2007 году I Железнодорожного съезда железнодорожниками совместно с партнерами проведена масштабная работа по реформированию и инновационному развитию отрасли. Участники Съезда отмечают большое значение государственной поддержки железнодорожного транспорта, оказываемой в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, особенно в кризисный период.

Железнодорожный транспорт, формирующий около 2% национального ВВП и обеспечивающий 1,5% занятости, - системообразующий элемент экономики России, ключевой фактор модернизации страны.

В этой связи необходимо определить приоритеты и задачи долгосрочного инновационного развития железнодорожной отрасли, повышения ее кадрового потенциала, укрепления партнерства с промышленными предприятиями, развития международной кооперации.

Съезд подчеркивает важность обновления, расширения и опережающего развития железнодорожной инфраструктуры в целях ускорения социально-экономического развития страны и ключевую роль дальнейшей государственной поддержки в реализации соответствующих инвестиционных проектов.

Безусловными приоритетами являются:

  • актуализация и последовательное выполнение мероприятий по реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года в условиях посткризисного развития, модернизации и диверсификации экономики;
  • окончание в установленные сроки работ по строительству инфраструктуры транспортного обеспечения Саммита АТЭС 2012 года во Владивостоке, XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в Казани, XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи;
  • принятие конкретных решений по масштабному развитию до 2015 года БАМа и Транссиба в целях создания стимулов для экономического обновления Сибири и Дальнего Востока, выравнивания уровня инфраструктурного обеспечения регионов России;
  • доведение объемов вложений в модернизацию  железнодорожной инфраструктуры до 1% ВВП при росте общего уровня инвестиционной привлекательности российской экономики;
  • расширение сферы государственно-частного партнерства при реализации крупных железнодорожных проектов, ускорение формирования соответствующей законодательной и нормативной базы;
  • отработка на примере ОАО «РЖД» механизма инфраструктурных облигаций в приоритетном порядке.

Съезд также считает приоритетными задачами повышение качества пассажирских перевозок, ценовой доступности и расширение спектра услуг пассажирского комплекса.

Для решения этих задач необходимо:

  • завершение формирования системы государственного федерального и регионального заказа на социально-значимые пригородные перевозки;
  • формирование сбалансированной экономической модели функционирования комплекса пассажирских перевозок, обеспечивающей не только операционную безубыточность деятельности перевозчиков и инфраструктуры, но и наличие источников для окупаемости инвестиций;
  • активизация инновационных процессов, направленных на создание современного высокоэффективного пассажирского подвижного состава; привлечение передовых иностранных технологий с локализацией производства в России.

Участники Съезда отмечают успешность реализованных проектов организации скоростных пассажирских перевозок, высокую потребность населения в расширении комфортного, быстрого, безопасного, экологичного железнодорожного сообщения между регионами. В этой связи необходимо ускорить формирование базовой сети высокоскоростных и скоростных маршрутов перевозок.

Стране требуется:

  • создание к 2018 году выделенной инфраструктуры для обеспечения высокоскоростных пассажирских перевозок на маршруте Москва – Санкт-Петербург;
  • ускорение движения поездов между наиболее развитыми агломерациями России в рамках подготовки инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года;
  • расширение количества скоростных поездов, связывающих на регулярной основе города России и зарубежных стран.

Съезд считает важнейшим приоритетом развития железнодорожного транспорта обеспечение безопасности перевозочного процесса, повышение уровня антитеррористической защищенности объектов железнодорожного транспорта. Значительное внимание должно быть уделено защите окружающей среды, дальнейшему повышению экологичности железнодорожного транспорта.

Участники Съезда признают одной из главных задач необходимость повышения качества грузовых железнодорожных перевозок и их эффективности для грузовладельцев, оптимизации перевозочного процесса в условиях реформирования отрасли.

Перспективной задачей является развитие современных логистических технологий, ускорение контейнеризации перевозок, формирование сети современных терминалов и грузовых дворов.

Системное повышение качества перевозок возможно на основе сбалансированного развития железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, портов, консолидации усилий всех участников рынка.

Съезд подчеркивает необходимость сбалансированного проведения реформ. Реализации структурных преобразований должна осуществляться без рисков нарушения устойчивости и эффективности работы отрасли, ухудшения качества обслуживания потребителей, снижения уровня жизни железнодорожников.

Участники Съезда отмечают необходимость повышения эффективности использования всех видов ресурсов, роста производительности труда на 30% до 2015 года с целью повышения финансовой устойчивости железнодорожных предприятий и обеспечения на этой основе достойного уровня благосостояния  железнодорожников.

Съезд поддерживает продолжение сотрудничества ОАО «РЖД» с российскими и зарубежными партнерами в области разработки и увеличения выпуска нового подвижного состава, использования современного программного обеспечения, внедрения энергосберегающих технологий и других направлений.

Участники Съезда отмечают, что, по мере дальнейшей модернизации страны, глобализации экономики, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей с учетом создания Единого экономического пространства и Таможенного союза, значение железнодорожного транспорта в интеграционных процессах и его роль в международной экономической кооперации будут существенно возрастать.

В этой связи:

  • особое значение для увеличения грузопотоков в условиях интеграции Российских железных дорог в Евроазиатскую транспортную систему приобретает укрепление партнерских отношений с зарубежными железными дорогами, объединение усилий транспортных компаний по созданию новых логистических продуктов, совместная реализация бизнес-проектов;
  • важным условием повышения транзитного потенциала России становится сбалансированное развитие железнодорожной инфраструктуры международных транспортных коридоров на всем их протяжении;
  • гармонизация транспортного права, транспортных документов для железнодорожных и смешанных перевозок, упрощение пограничных и таможенных процедур позволит значительно повысить эффективность международных железнодорожных перевозок между Европой и Азией.

Участники Съезда выражают поддержку Программе народных инициатив Общероссийского народного фронта и программе партии «Единая Россия».